© Все права защищены
ENG

ПОСТСКРИПТУМ ПОСЛЕ RIP.

ВИДЕОДОКУМЕНТАЦИЯ ВЫСТАВОК СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ (1989–2014)

24 августа — 25 октября 2015

 

Куратор: Вадим Захаров


Организатор: Саша Обухова, куратор архива Музея «Гараж»

 

 

Видеоархив Вадима Захарова, создававшийся на протяжении четверти столетия, представляет собой не имеющий аналогов обзор деятельности современных московских художников. Он включает документацию более двухсот тридцати персональных и групповых выставок, состоявшихся в 1989–2014 годах в России и за рубежом. В экспозицию включены как эпохальные выставки, так и полузабытые события, которые тем не менее очень значимы для нашей художественной истории.


Архив Захарова является важной частью его художественной практики и одновременно одним из наиболее исчерпывающих отчетов о малоизвестных страницах истории современного русского искусства. Содержание архива дает полное представление о первых показах московских концептуалистов, их предшественников и последователей в легендарные перестроечные годы, а также охватывает художественные события последних лет. Здесь можно увидеть выставки отечественных художников в Париже, Кёльне, Нью-Йорке, Риме, Милане и Берлине. Видеоархив Захарова — это документальная панорама целой эпохи.


Вадим Захаров переехал в Москву в 1979 году и стал одним из самых молодых художников в кругу московских концептуалистов. Свою первую камеру он приобрел в 1988 году и год спустя понял, что камера — это не только инструмент для создания собственных работ, но и средство документации личного опыта общения с близкими друзьями и коллегами. Он начал создавать архив, движимый желанием зафиксировать исторический момент, проследить во времени и пространстве судьбу художественного круга, частью которого он был. В течение многих лет творчество Захарова складывалось как сумма самых разных персонажных функций, возложенных на себя автором: «архивист» существовал на равных с «художником», «издателем», «коллекционером». Как писал теоретик культуры Борис Гройс, «Вадим Захаров начинает занимать все вакансии, предусмотренные художественной системой: художника, куратора, критика, дизайнера, издателя, биографа, архивиста, документалиста, историка и интерпретатора», отстаивая свою автономию в культуре.*


Художник стал хроникером жизни героев московской школы концептуализма. В кадрах видеохроники — лица звезд отечественной арт-сцены: Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, Виктора Пивоварова, Бориса Орлова, Дмитрия Александровича Пригова и многих других. Однако со временем роль летописца современного мира московского искусства стала тяготить художника. Выставка «Постскриптум после RIP» — это свидетельство поворотного момента в биографии Вадима Захарова, который, избавляясь от обременительной задачи быть одновременно хроникером и творцом, бесстрастным бытописателем и выдумщиком-сочинителем, открывает двери в мир, где господствует Свободный Художник, утративший защиту маски и обретающий силу в новой целостности натуры. В своем манифесте, написанном специально для настоящего проекта, художник заявляет: «Я освобождаю себя и других от всех концептуальных и контекстуальных определений моей деятельности. Я также ухожу от всех теорий, загоняющих меня в какие-либо рамки».


Вадим Захаров говорит своей архивной работе: «Покойся с миром». Задача музея в такой ситуации — заботиться о бесценной коллекции и представить ее широкой публике. Собранный Захаровым архив начинает новую жизнь в стенах Музея. Созданный самим художником дизайн выставочного проекта рифмуется с его творческим методом: образ архивных папок позволяет ознакомиться с содержанием архива в режиме реального времени.

 

* Борис Гройс. Обещание автономии // Вадим Захаров. 25 лет на одной странице. Москва, Государственная Третьяковская галерея, 2006. С. 10

фото инсталляции
инсталляция